ГЛАВНАЯ
ФОТОТУРЫ
ХРАМЫ и ФОРТЫ
АВТОРСКИЕ ЭКСКУРСИИ
НАШИ КНИГИ
ТУРАГЕНТСТВО "ВАЛААМ"
Турагентство "Валаам" ИП Смирнова Ирина Александровна :: заявки по тел./факс (8142) 748370 :: +7 921 2231993 :: valaam@sortavala.ru
* Здесь жили Кукони, pdf
* по кн.: О.А.Яровой, И.А.Смирнова. Валаамские острова.
История в памятниках и ландшафтах, 2009

***

СТАРЫЙ ВАЛААМ
Скиты и храмовые комплексы

Краткий путеводитель в редакции 2010 г.
©
И.А.Смирнова
,
турагентство "Валаам"
Впервые издан в 1993 году, до начала 2000-х гг. выдержал несколько изданий

В результате строительства, развернувшегося на Валааме в последние годы, на островах появилось много новых церквей, часовен и крестов, которые в строгом смысле слова не связаны с традиционным комплексом Старого Валаама. Однако материал этого минипутеводителя, где речь о Валааме периода конца 18 - начала 20 в. в общем не устарел. В качестве дополнения размещаем здесь два фрагмента из нового справочника-путеводителя (Яровой О.А., Смирнова И.А. Валаамские острова. История в памятниках и ландшафтах. Сортавала, 2009), один из которых является свежим дополнительным материалом для формирования образа Старого Валаама,

 
а другой дает представление о наиболее значимой современной стройке Валаамского монастыря - Владимирском ските, построенном как резиденция Патриарха, и, как говорят, президента (в бытность таковым В.В.Путина). В скиту находится Свято-Владимирский храм с приделами во имя Всех Русских Святых и св.мученицы Людмилы. Для проведения монашеской жизни «...созданы все условия: теплые, благоустроенные монашеские келии, оборудованная иконописная мастерская и уединенное местоположение скита в живописной местности вдали от туристических дорог» (см. сайт Валаамского монастыря», www.valaam.ru).
  Содержание    
Историко-ландшафтная карта pdf 0,8 Мгб
Монастырь и собор
Покровская часовня и
памятный знак
Старое братское и
Игуменское кладбище
Знаменская часовня
В Монастырской бухте
Всехсвятский скит
Святоостровский и
Ильинский скиты
Никольский скит
Предтеченский скит
Коневский скит
Авраамиевский скит
Тихвинский скит
Сергиевский скит
Германовский скит
Воскресенский скит
Гефсиманский скит
Смоленский скит
  Валаамский монастырь Слово Валаам иногда переводят с финского языка как "высокое место", что скорее соответствует не истине, а тому впечатлению, которое производит облик островов: "Как легкое бремя лежит обитель на плечах гиганта - высокой, длинной гранитной скалы" - писал путешественник XIX в. Топоним Валаам" связывали также с именембиблейского пророка Валаама. Собственно монастырская традиция объясняет название острова от имени языческого бога Велеса (Волоса, Ваала). Версия церковных историков, сомнительная в части происхождения топонима, справедлива в том, что в древности православная обитель пришла на смену языческому святилищу. Монастырские скиты, церкви, часовни Валаама являются произведениями архитектуры так называемого русского стиля.

МОНАСТЫРЬ
И СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР
/1887-1896/. Архитекторы Г. И. Карпов, А. Н. Силин, Н. Д. Прокофьев. Нижняя церковь - во имя ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ /освящена в 1892 г./, верхняя - в честь ПРЕОБРАЖЕНИЯГОСПОДНЯ /освящена в 1896 г./. Собор стоит на том месте, где, по преданию, в "глубоко иссеченной скале" покоятся святые мощи преподобных Сергия и Германа, основателей обители. Они, как говорит предание, оставались в скале и во время столетнего запустения острова в XVII в. (территория архипелага с разрушенным шведами до основания монастырем вместе Валаамский монастырьсо всей Ладожской Карелией отошла к Швеции в 1617 г.), давая валаамским инокам, укрывшимся в монастыре Старой Ладоги, надежду на возвращение. Со времени "второго рождения" монастыря в 1719-1721 гг. на этом месте ставились все соборные храмы: каменный Спасо-Преображенский собор, Валаамский монастырьразобранный накануне строительства нынешнего, и по крайней мере две деревянные Преображенские церкви, о которых упоминают монастырские документы 1751 и 1754 гг. Путешественник Я. Мордвинов в 1777 г. писал, что в соборной церкви есть придел св. Сергия и Германа, "где мощи преподобных под спудом, а сверху сделаны раки, и на раках положены живописные их образы". Службы в соборе были прекращены в 1940 г. в связи с эвакуацией братии с острова, последовавшей в ходе советско-финляндской войны. Достопримечательностью соборной колокольни был тысячепудовый Андреевский (во имя апостола Андрея) колокол (не сохранился).

Спасо-Преображенский собор опоясывают два четырехугольника КЕЛЕЙНЫХ ЗДАНИЙ. Внутренний четырехугольник /1785-1801/ составляют самые ранние каменные здания монастыря, выстроенные игуменом Назарием, начавшим Валаамский монастырькаменное строительство на Валааме. Здесь размещались: настоятельские кельи (западная линия), братская трапезная (северная линия), братские кельи (южная линия). Северную линию замыкает УСПЕНСКАЯ церковь /1785 г., в XIX в. перестроена/. Южная линия заканчивается церковью, освященной в честь ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВАЛААМСКОЙ в 2002 г. (бывшая Никольская, позднее монастырское древлехранилище). Внешний четырехугольник строился в несколько этапов на протяжении XIX Валаамский монастырьв. и был закончен в начале XX в. Помимо братских келий размещались: на южной линии - рухольная, сапожная и портняжная мастерские, просфорная, свечной завод; на западной - резная мастерская; в северной части - иконописная мастерская, фотография, больница, аптека; в восточной - ризница, канцелярия, библиотека. В XIX в. к кельям был проведен водопровод, в начале XX в. устроено водяное отопление. В центре южной линии находятся СВЯТЫЕ ВРАТА и надвратная церковь св. АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА /1809/. По одной оси с ней, на противоположной стороне - церковь ЖИВОНОСНОГО ИСТОЧНИКА И ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ /1814, 1837/ . Западнее Святых ворот - "ЦАРСКИЕ КЕЛЬИ", получившие свое название после пребывания в них императоров Александра I, затем Александра II.Валаамский монастырь


Многие русские цари, великие князья лично покровительствовали Валаамскому монастырю, который с 1811 г. находился на территории Великого княжества Финляндского и являлся своего рода представителем России в этой лютеранской окраине империи. Уникальная связь Валаама и царствующего дома запечатлена в валаамских часовнях, поклонных крестах, колоколах, иконах. На ПАМЯТНОЙ СТЕЛЕ с именами "Высочайших особ, изволивших посетить Валаамский монастырь", зафиксированы как реальные, так и легендарные события валаамской истории. К последним относится посещение Валаама императором Петром Великим, а также указ императора от 1715 г., согласно которому, как верили монахи, обитель была возрождена после столетнего запустения в результате победы над шведами и возвращения территории Карелии Российскому государству в ходе Северной войны. Несмотря на то, что Синод еще в 1736 г. установил: "о строении того монастыря государя императора... указа не имеется", легенде о личном участии Петра 1 в возрождении монастыря была суждена долгая жизнь, что показывает и надпись, выбитая в камне. Продолжает список Александр I, в 1819 г. положивший начало традиции личных посещений Валаама членами царской фамилии.Валаамский монастырь

На скалистом берегу Монастырской бухты, под горой Фавор, на которой стоит монастырь, находится ПОКРОВСКАЯ часовня /построена в 1820-х годах, в 80-х гг. XX в. утрачена ивосстановлена/. Согласно монастырскому преданию, в древности святые мощи преподобных Сергия и Германа четырежды вывозились с Валаама в Новгород в связи с опасностью шведского нашествия. В последний раз они были возвращены на Валаам в 1180 г. (Валаамский монастырьсогласно монастырским легендам, Валаамский монастырь, возможно, был основан в X веке). Покровская часовня является памятником обретению святых мощей преп.Сергия и Германа и окончательному избавлению обители от шведских набегов, а скала, на которой стоит часовня, - легендарным местом, куда причаливало судно, доставившее на Валаам главную монастырскую святыню. Прежде чем святые мощи были опущены в скалу на вершине горы, где впоследствии встали монастырские здания, они были подняты наверх по тропе, именуемой "древней дорогой водоносов". Этот путь отмечает ПАМЯТНЫЙ ЗНАК на скальном выступе - восьмиконечный крест и надпись "Сей памятник сделан при игумене Иофане 1829 год".

К северу от центрального комплекса находится СТАРОЕ БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ с захоронениями монахов и благотворителей монастыря. Надгробные плиты датируются XIX-XX веками. Достопримечательностью кладбища была так называемая могила шведского короля Магнуса (в первозданном виде утрачена). По монастырской легенде, флот Магнуса во время похода на Новгород и Карелию (1371г.) Валаамский монастырьпогиб, застигнутый бурей в Ладоге, сам же король спасся на Валааме, где в благодарность за свое чудесное избавление от смерти принял православие, против которого раньше боролся, постригся в монахи и здесь же, на Валааме, вскоре скончался. Историк XIX века писал: "Темные предания Валаама особенно замечательны; иноки его, как бы недовольные славою собственных великих угодников хотели иметь в числе братии царственного врага ея, оружия коего некогда трепетали. " Вместе с тем легендарная могила напоминала о заслугах монастыря перед православным миром и возвращала посетителей обители к драматическим событиям ранней истории Валаама.

Валаамский монастырь

игумен Иннокентий

В километре от центрального комплекса находится ИГУМЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ, путь к которому лежит вдоль аллеи столетних пихт и лиственниц. В начале дороги, слева, можно видеть старинную АЛЛЕЮ ОДИНОКОГО МОНАХА, высаженную вдоль ограды Верхнего сада. Кладбище возникло в той местности, где по завершении настоятельской деятельности уединенно жил бывший глава монастыря игумен Назарий /1782 - 1801/ Место его пустыни отмечает ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ /1859/, на нем памятная надпись. Неподалеку церковь церковь ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЕЦ В ПОСТЕ ПРОСИЯВШИХ /1876/. Отдельно от нее выстроена колокольня, напоминающая по форме арку, под ней проходит дорожка, спускающаяся к захоронениям монахов. Церковь и могилы валаамских игуменов возле нее (их пять) расположены на искусственном насыпном холме. Рядом с алтарем - могила игумена Дамаскина (управлял обителью с 1839 по 1881 год), значение которого для Валаама сравнивали со значением для России Петра I. Под его главенством монастырь превратился в один из Валаамский монастырьбогатейших и крупнейших монастырей Русской православной церкви и приобрел известность российской православной святыни за границей. В результате руководимого им строительства скитов, хозяйственных зданий, дорог, каналов Валаам превратился в "монашескую республику" (по определению монастырского публициста), число насельников которой к нач. XX в. превышало тысячу человек. Ряд захоронений настоятелей завершает могила игумена Павлина, в схиме Павла, скончавшегося на Валааме в 1935 г. Сменивший его на посту игумена о. Харитон продолжил свою деятельность уже в Финляндии в Нововалаамском монастыре, ставшем преемником Старого Валаама.Валаамский монастырь

Недалеко от Святых врат находится ЗНАМЕНСКАЯ часовня /1862/ - "признательный памятник иноков, вещающий о высоком благочестии царствующего дома" (из монастырских изданий). Построена из местного, приладожского мрамора в т.н. русском стиле по проекту архитектора А. М. Горностаева в честь посещения Валаама императором Александром II в 1858 г., о чем свидетельствует памятная надпись в медальоне на крыше часовни.Валаамский монастырь

В МОНАСТЫРСКОЙ БУХТЕ
Сюда издавна причаливали суда с богомольцами и посетителями монастыря, а в XVIII в. шумели пестрые ярмарки, собиравшие сотни столичных и окрестных жителей побережья. Паломничество к монастырским святыням традиционно начиналось от часовни во имя ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" /1896/, поставленной в честь великого князя Владимира Александровича. Унаследовавший от своего отца императора Александра II почтительное отношение к Валаамской обители, оказывавший особое покровительство Валаамский монастырьроссийской святыне за границей, великий князь не раз посещал монастырь и лично заложил первый камень в фундамент нового собора. Напротив часовни, на скале подругую сторону бухты увековечен памятнойнадписью визит другого великого князя - Константина Николаевича /1844/. Рядом находится знаменитый валаамский футшток - выбитые прямо на скале шкала с делениями, при помощи которой с 1859 г. монастырские метеорологи "на пользу науки и отечества" измеряли уровень воды в Ладожском озере. У дороги, ведущей к монастырю, стоит БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ часовня, рядом с ней КАРЕТНЫЙ-КОНЮШЕННЫЙ ДОМ. Эти здания относятся к числу самых старых каменных строений на Валааме (до середины 80-х гг. XVIII в. здания монастыря были деревянными). Севернее каретно-конюшенного дома - так называемый "средний" яблоневый сад, через дорогу, у подножия горы - "нижний". На территории центрального комплекса монастыря, к востоку от собора - "верхний" ("аптекарский") сад.Валаамский монастырь

Для братии, искавшей большего уединения, на разном расстоянии от монастыря на самом Валааме и других островах устроены скиты, к 1917 г. их насчитывалось тринадцать. Первый по времени постройки и самый крупный - ВСЕХСВЯТСКИЙ на острове Скитском (другое название - Большой скит, до 100 монахов). Дорога к нему ведет мимо придорожного знака на скале "Сделана сия дорога 1845", ВЛАДИМИРСКОЙ часовни, проходит по мосту через искусственный канал (на арке моста надпись: "Возобновлена сия канава 1860 г. "), далее мимо сосны-великана (возраст ок. 400 лет). Незадолго до появления скита, на перекрестке дорог, - каменный ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ, вскоре - ШИШКИНСКАЯ СОСНА, от которой начинается дубовая аллея, ведущая к скиту и часовне КРЕСТНЫХ СТРАДАНИЙ /1842, архитектор К. Брандт/. Всехсвятский скит построен игуменом Назарием в 1793 году в память о жившем в этой местности в XV в. валаамском подвижнике святом Александре Свирском - "чтоб оное место не пришло в забвение". При игумене Дамаскине скит был перестроен (архитекторы К. Брандт, А. М. Горностаев). Церковь скита: нижний храм ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ /1849/, верхний - ВО ИМЯ ВСЕХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ /1850/ - первая на Валааме и одна из лучших построек в "русском стиле" А. М. Горностаева. На территории скита располагались восемь одноэтажных зданий, братские кельи, настоятельский корпус, трапезная, хозяйственные помещения. Всехсвятский скит имел особо строгий устав, разрешавший женщинам посещать скит только 1 день в году, в праздник Всех Святых, и славился своими старцами, некоторые из которых похоронены у алтарной стены храма. Внутри скита, за оградой и вдоль окружной дороги - посадки пихты, кедровой сосны, яблонь, вишен, ягодных кустарниов.Валаамский монастырь

К северо-востоку от монастыря на острове Святом находится СВЯТООСТРОВСКИЙ СКИТ с деревянной церковью во имя святого Александра Свирского /1855/. По монастырскому преданию, знаменитый валаамский подвижник конца XV - начала XVI веков, будущий основатель монастыря на Свири преп. Александр был первым обитателем этого пустынного острова. В Валаамском монастыре особо почитались ПЕЩЕРА, в которой, согласно легенде, спасался преподобный, рядом с ней деревянный крест 1759 г., а также каменный крест, поставленный в 1854 г. над могильной ямой, чтобы увековечить могилу, "которую для памяти смертной своими руками ископал преп. Александр Свирский во дни постных подвигов своих на этом острове". Представление о пещере как о жилище св. Александра бытовало в монастыре в XIX в., до этого времени пещера считалась местом отшельничества преп. Сергия и Германа Валаамских. В 1777 г. путешественник Я. Мордвинов нашел на острове деревянную часовню и пещеру: "Проход в нее тесен и проходили на коленях. Вошед в пещеру можно стоять двум человекам. В оной стоит деревянный небольшой крест и лежат небольшие два камня". В пещере, отмечает Мордвинов, спасались преподобные. По всей видимости, комплекс памятников на о. Святом был создан при игумене Ефреме /1754 -1782/, указание на что можно найти и у Мордвинова.
ИЛЬИНСКИЙ СКИТ.
Восточнее Святого острова находится группа Байонных или Баевых островов. На одном из них, носящем название Лембос, что в переводе с карельского языка означает "Чертов", игумен Дамаскин построил в 1868 г. скит с церковью СВ. ПРОРОКА ИЛЬИ. О. Дамаскин посвятил скит выдающемуся библейскому борцу против языческого божества Ваала, как бы желая изгнать языческий и дьявольский дух с острова, само название которого напоминало о сатане. По названию церкви скит стали именовать ИЛЬИНСКИМ. На соседнем Большом Байонном острове встала часовня ВО ИМЯ СВ. ПРОРОКА ЕЛИСЕЯ, ученика, сподвижника св. Ильи, продолжившего его борьбу с идолопоклонством и язычеством. Валаамский монастырь

НИКОЛЬСКИЙ СКИТ находится на одноименном островке у входа в Монастырскую бухту. Традицией валаамского зодчества была преемственность строительной идеи от одного игумена к другому: там, где один ставил поклонный крест, другой на этом же месте строил часовню, третий возводил церковь, скит. Когда-то Никольский остров назывался Крестовым, - здесь стоял деревянный поклонный крест. Его сменила деревянная, вслед за ней каменная часовня и наконец - церковь. И храм, и часовни были посвящены святителю Николаю. Покровитель путешественников и мореплавателей, он был почитаем как православными, так и лютеранами: "Даже финны-лютеране нередко приезжают к Валааму в своих рыбацких лодках, чтобы поставить свечку Святителю Николаю" (из монастырских изданий). Объединившая в своем облике лучшие черты русского зодчества Никольская церковь /1853, архитектор А.М.Горностаев/ вызывала восторженные отзывы паломников и туристов: "Маленький архитектурный шедевр... подлинное сокровище...создание лучшего архитектора России" (Ал. Дюма). Росписи в церкви выполнены валаамскими живописцами. В 1858 г. возведен двухэтажный келейный корпус, во втором этаже - домовая церковь ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ДАМАСКИНА. В южной части острова - гранитный поклонный крест /1861/ с выбитыми на нем символическими знаками православной веры и крестных страданий Иисуса Христа.

В северо-западной части архипелага громадным утесом поднимается остров ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ с одноименным скитом. Монастырское предание относит существование скитской жизни на этом острове еще ко временам средневековья, о чем свидетельствует сохранившееся карельское название острова - Серничан (Монашеский). В середине XIX в. игумен Дамаскин распорядился перенести на этот остров священную реликвию - деревянную церковь XVII в., построенную валаамскими монахами в изгнании в Васильевском монастыре в Старой Ладоге. Обветшавший храм почти полностью заменила новая деревянная церковь ВО ИМЯ СВ. ПРОРОКА И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА /1858/, спроектированная А. М. Горностаевым. Она стала символическим памятником разоренному в 1611 г. Валаамскому монастырю. Нижняя церковь ВО ИМЯ ТРЕХ ВСЕЛЕНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ (освящена в 1860 г.), заглубленная в скалу, считалась "пещерной" - таким образом строительная традиция раннего христианства была перенесена в Карелию и Финляндию. За оградой скита располагались пустыньки отшельников. Подвижники Предтеченского скита жили по самому суровому в монастыре уставу, - он запрещал посещение острова как паломниками, так и самой братией: "Здесь вечный пост, молчание и молитва" (Н. С. Лесков). На расстоянии от церкви на краю скального обрыва возвышается величественный гранитный крест /1854/, который хорошо виден со стороны Ладоги.Валаамский монастырь

КОНЕВСКИЙ СКИТ с деревянной церковью ВО ИМЯ ИКОНЫ КОНЕВСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ /1870/ был построен в нескольких км от монастыря, на берегу тихих внутренних озер. Эту весьма почитаемую на северо-западе России икону, по преданию, в XIV в. привез на Валаам с Афона св. Арсений, постриженник Валаамской обители. Впоследствии он основал монастырь на острове Коневец на Ладожском озере, куда перенес и икону, ставшую святыней Коневского монастыря. Валаамский скит таким образом напоминал о миссии древнего Валаама как центра миссионерской деятельности, "отца" многих северных монастырей. Игумен Дамаскин не случайно выбрал этот район для строительства скита: в здешней глуши он семь лет пустынножительствовал еще в бытность простым монахом-отшельником, здесь он приобрел опыт подвижничества. "Много претерпел о. Дамаскин, живя в пустыни, от искушений бесовских, видимо и невидимо нападавших на него. Нередко в осенние темные ночи враг являлся к нему в виде исходящего из озерка с растрепанными волосами человека, иногда противник вооружался на него невидимо, нагоняя на него уныние и скуку... С молитвою на устах - крестным знамением, как пламенным мечом, отражал добродетельный пустынник все искушения вражия" (из монастырских изданий).Валаамский монастырь

Обустроив скитскую жизнь на востоке, западе, севере островов, игумен Дамаскин в 1873 г. построил свой последний - АВРААМИЕВСКИЙ - скит в южной части Валаама и посвятил его общерусскому святому Авраамию Ростовскому, легендарному подвижнику древности, известному своей успешной борьбой с идолами Волоса. Подводя итоги строительной деятельности игумена Дамаскина, монастырский историк XIX в. писал: "Оградил обитель со всех сторон, как бы крепостными, отшельническими скитами, поселив в них ревностных воинов духовных, да ратоборствующих мужественно противу невидимых врагов". Валаамский монастырь

Стараниями игумена Дамаскина в разных местностях Валаама были поставлены многочисленные часовни (всего 20) ипоклонные кресты (10). На одном из них высечены следующие слова: "Крест хранитель всея вселенныя. Крест красота церкви. Крест царей держава. Крест верных утверждение. Крест ангелов слава и демонов язва". В южной части Валаама стоят два деревянных поклонных креста. Один - на высоком обрывистом берегу озера Хирмулампи (в переводе с финского - Ужасное), другой - в самом центре о. Дивный. Не исключено, что о. Дамаскин оставлял своим преемникам возможность в последующем на месте этих крестов выстроить часовни, а на месте часовен - церкви, скиты. Именно так происходило формирование всего комплекса валаамских скитов. Так, часовня на о. Воссинансаари (в 20 км от Валаама), построенная о. Дамаскиным, в 1897 г. уже при игумене Гаврииле превратилась в скит, который был посвящен иконе ТИХВИНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Эта икона, рассказывает предание, "проходила вблизи острова по воздуху через Ладожское озеро".

Валаамский монастырьПомимоТихвинского скита в конце XIX - начале XX вв. были возведены еще два: СЕРГИЕВСКИЙ на о. Пуутсаари и ГЕРМАНОВСКИЙ на о. Сюскюансаари, - оба эти острова не входят в состав Валаамского архипелага (монастырь приобрел их в 1866 г.). Возведение скитов в честь основателей монастыря на островах, расположенных в материковых шхерах, как бы приближало память о первых православных миссионерах Карелии к карельскому побережью, среди населения которого авторитет древнего Валаамского монастыря был особенно высок. На о. Пуутсаари сохранились церковь ВО ИМЯ ПРЕП. СЕРГИЯ И ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ /1899/, колодец и высокий поклонный крест, на лицевой стороне которого высечена благодарственная надпись финляндским чиновникам-лютеранам, оказавшим Валаамскому монастырю помощь в приобретении этого острова в собственность. Сам крест четырехконечный, общехристианского образца. Любопытна и другая надпись на постаменте. "Этот остров с 1869 г. носит имя "остров св. Сергия". До сего времени у финнов он назывался Пуутсаари", - давая свое название новому владению, игумен, как видно, счел необходимым сохранить старое, финское. На острове Германовском (фин. Сюскюансаари) сохранилась церковь ВО ИМЯ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО /нач. XX в./. На этих островах в XIX в. монастырь вел крупные разработки т. н. валаамского гранита. Валаамский монастырь

В первом десятилетии XX в. в южной части острова Валаам был создан комплекс т. н. "Северного Иерусалима", состоящий из Воскресенского и Гефсиманского скитов. ВОСКРЕСЕНСКИЙ СКИТ (другое название - НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ) на горе Сион возведен на месте часовни во имя св. апостола Андрея Первозванного недалеко от причала Большой Никоновской бухты. Согласно монастырскому преданию, "...следуя из пределов Новгородских, апостол с сопровождавшими его учениками пристали в заливах Никоновских". Апостол Андрей осенил горы Валаама каменным крестом, положив этим знаком начало христианской веры на Валааме. В память об этом легендарном событии придел нижней церкви скита освящен во имя св. апостола Андрея. В ней находится мраморная кувуклия с ПОДОБИЕМ ГРОБА ГОСПОДНЯ. Верхняя церковь освящена в честь ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ /1906, архитектор В. И. Баранкеев/. В комплекс скита входят трапезный и настоятельский корпус, хозяйственные помещения, колодец. Воскресенский скит, как и многие другие монастырские здания сооружен из кирпича валаамского производства; на некоторых сохранилось клеймо с буквами "ВМ" (Валаамский монастырь) и годом изготовления. В километре от Воскресенского скита, у подножия горы Елеон в 1911 г. был освящен ГЕФСИМАНСКИЙ СКИТс деревянной церковью УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, келейными зданиями и двумя часовнями, одна из которых - ВОЗНЕСЕНСКАЯ - стоит на вершине горы ЕЛЕОН, к ней ведут каменные ступени, вырубленные в скале. В глубине скита, на берегу Малой Никоновской бухты возведен величественный каменный поклонный крест /1909/. Создание на Валааме Нового Иерусалима, перенесение библейских названий на Валаамские церкви, часовни, а также на природные объекты (Мертвое море, река Иордан, Кедронский поток, Иосафатова долина), имело следующие причины: "Побывать Святом Иерусалиме могут лишь счастливцы. А здесь - подобия Святых мест и священных предметов даже с частицами их подлинников" ( из монастырских изданий).Валаамский монастырь

СМОЛЕНСКИЙ СКИТ на южной оконечности Скитского острова был последним по времени строительства скитом /1917/. Церковь во имя ИКОНЫ СМОЛЕНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, спроектированная вел. кн. Петром Николаевичем, была возведена на средства другого великого князя, главнокомандующего русской армией в годы I мировой войны Николая Николаевича в память о погибших на фронтах русских воинах. На берегу оз. СИСЯЯРВИ (в пер. с фин. Внутреннее) находится МОЛОЧНАЯ ФЕРМА с рыборазводным заводом и зданием коровника /1881/. Оснащенная паровой машиной, системой водопровода, рельсовой дорогой для доставки молочной продукции к пристани ферма была построена с размахом, впечатлявшим современников: "На Валааме возводятся дворцы для коров и храмы для коней" (В. И. Немирович-Данченко).


Валаамский монастырь