ГЛАВНАЯ
ПУТЕВОДИТЕЛЬ "СТАРЫЙ ВАЛААМ"
НАШИ КНИГИ
ТУРАГЕНТСТВО "ВАЛААМ"
ПАРК "ВАЛААМ"








© И.А.Смирнова
На фото: устье бухты Монастырская
ПОСЕЛОК ВАЛААМ
ФОРТЫ ЛИНИИ МАННЕРГЕЙМА
ПАМЯТНИКИ РКВМФ
КАРТА ВАЛААМА и ТОПОНИМИКА pdf
ЛАДОЖСКАЯ НЕРПА
 
ПРИРОДНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ
© О.А.Яровой, к.и.н., И.А.Смирнова, пос. Валаам

Первое, хотя и весьма смутное упоминание о валаамских скалах антропо- и зооморфного вида относится ко второй половине   19 века и содержится в трудах бытописателей тогдашнего Валаамского монастыря. Позже, когда Валаам приобрел известность среди художников, человекоподобные личины стали появляться и на их полотнах. Такие скалы-профили особенно удавались Н.К.Рериху, который  хорошо знал и чувствовал природу Северного Приладожья и, конечно, Валаама. Природные скульптуры острова, несомненно, произвели на художника сильное впечатление – об этом свидетельствует его знаменитый «Святой остров» (1918 г., фрагмент картины - слева, общий вид - вверху)Тур «Путешествие .

*

Наши современники, жители поселка Валаам, тоже обращали внимание на такие природные объекты, называли их "идолами". В Валаамском государственном музее-заповеднике в начале 1990-х гг. была сделана попытка использовать небольшую скульптуру-камень в планируемой выставке по ранней истории Валаама. Для этой цели камень с острова Московский перевезли в музей, но вскоре сам музей был ликвидирован и выставка не состоялась. Еще в 1989 г. нами была обнаружена великолепная природная скульптура, которая, на наш взгляд, до сих пор остается непревзойденной, несмотря на некоторые утраты облика. Мы назвали ее «Випунен», по имени героя карело-финского эпоса "Калевала", первопредка карелов, человека-скалы. Впервые мы опубликовали это изображение в туристском буклете в 1991 г., недавно - в справочнике-путеводителе по Валааму, 2009 г. Фотограф - сотрудник современного Валаамского монастыря опубликовал тот же вид в фотоальбоме под названием «Голова монаха».

*

Интерес к "идолам", между тем, не пропал. В начале 2000-х гг. экспедиция Карельского научного центра РАН (в составе историки и геологи, рук. О.Яровой) провела фотофиксацию (В.Непряхин) целого ряда скульптур. Примерно в это же время получила известность скульптура "Ильмаринен" (название дано нами по имени другого героя "Калевалы"). Ежегодно обследуя территорию, мы обнаружили еще несколько очевидных антропо- и зооморфных видов скал.

*

Большая часть этих скульптур как будто решила «открыться» людям в 2009 году. Так в августе две девушки Наталья и Оксана, приехавшие на Валаам из Москвы в паломническую поездку, нашли двух бесподобных «окаменелых людей», они поделились с нами своим открытием. Той же осенью нам удалось обнаружить скопление скульптур, включая целую галерею. Надо сказать, многие из них находятся в местах, часто посещаемых туристами и местными жителями, однако они остаются незамеченными, вероятно, по той причине, что никто не останавливал на них взгляд.

*

Известные в мире природные скульптуры имеют чаще всего монументальные формы - это целые скалы, ряд скал или горы, как правило, издалека напоминающие животных, и лишь в единичных случаях - человеческие лица, причем обычно лишенные какого бы то ни было выражения. Такие виды предлагается больше угадывать, руководствоваться воображением с элементами фантастики: люди «видят» гоблинов, драконов и другие сказочные существа. Но, как правило, природные скульптуры единичны, группы скульптур все-таки редки.

*

В древности, в дохристианское время, Валаамские острова являлись важным культовым центром для местного населения Ладожской Карелии, которое использовало Валаам для религиозно-обрядовых целей. Свидетельством тому является сама история образования Первого Валаамского монастыря, пришедшего на смену «капищу Велеса и Перуна». Особенностью религиозных верований древних лопарей и карелов являлось их поклонение «хозяевам местностей», которых они представляли себе в виде человекоподобных существ, часто как «окаменелых людей». Отголоски этих верований мы находим в карело-финском эпосе «Калевала», где первопредок карелов Випунен выступает в качестве человека-скалы. Древние люди обладали гораздо более сильным воображением, нежели наши современники, на Валааме они несомненно наблюдали природные скульптуры и поклонялись им как местным божествам, «хозяевам местностей». Таким образом, валаамские природные скульптуры являются не только памятниками геологии, но и объектами с культурно-историческим содержанием - сакральным смыслом. Мы характеризуем их как памятники калевальской эпической традиции, потому что именно в карельской народной мифологии и поэзии эти «окаменелые люди» выведены в качестве божеств и героев.

*

Природные скульптуры зачастую относят к разряду памятников геологического содержания (геолого-геоморфологические). Многие из них, как в России, так и за рубежом, охраняются государством и находятся на особо охраняемых территориях.

 
Ниже мы предлагаем детальную прорисовку ряда скульптур.

Мы думаем, что большая часть валаамских скульптур еще не найдена и ждет своего первооткрывателя.

 
© О.А.Яровой, И.А.Смирнова, все права защищены